Меню сайта

План работы семинара – практикума в МОУ Бармановская оош

12 февраля 2016 года

Тема семинара:    « Особенности обучения детей с ЗПР в условиях реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО »

Предмет

Класс

ФИО учителя

     Тема урока

Русский язык

6 класс

Фокина ЛВ

«Дефисное и слитное  написание сложных прилагательных»

Биология

5,7 класс

Моисеева СВ

Факторы среды     5 класс

Тип   Плоские черви -7 класс

Физика

8

Трейяль ТВ

Реостаты. Регулирование силы тока реостатом

Физкультура

5,6,7,8

Кузьмина ВГ

Совершенствование элементов баскетбола

Литературное чтение

2

3

4

Моисеева НВ

Урок добра. Пейзаж в литературе.Г,Скребицкий «Передышка» :

А. Куинджи «Березовая роща».-2 класс

Жанровая принадлежность текста. К, Паустовский «Стальное колечко» -3 класс

Эмоциональное  состояние героя. Чудесное весеннее преображение.

 А Ахматова «Перед весной бывают дни такие» -4 класс

 

 

План работы семинара – практикума в МОУ Бармановская оош

10 февраля 2015 года

Тема семинара:  «Обучение детей в сельской школе с ОВЗ »

Предмет

Класс

ФИО учителя

     Тема урока

Какой инновационный опыт будет распространяться

 

Русский язык

5,9 класс

Фокина ЛВ

Имя существительное как часть речи-5 класс

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными-9 класс

Активизация и развитие познавательного интереса учащихся с ОВЗ на уроках русского языка

Биология

6,7 класс

Моисеева СВ

Передвижение веществ у животных -6 класс

Паразитические черви. Меры профилактики паразитических заболеваний -7 класс

Использование разнообразных приемов для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках биологии

ИЗО

Окружающий мир

ИЗО

1

,2,

4

Моисеева НВ

Рисование на темы, по памяти и представлению» Добрые и злые сказочные герои» -1 класс

Вода – растворитель -2 класс

Рисование на темы, по памяти и представлению «Герои сказки»

-4 класс

Интеграция урочной и внеурочной деятельности при обучении младших школьников

Физика

7

Трейяль ТВ

Выталкивающая сила

Использование исследовательского метода на уроках  физики

Физкультура

1,2,4

9

Кузьмина ВГ

Подвижные игры на основе баскетбола

Регулирование физических нагрузок при  разноуровневом обучении

             

 

Моисеева Нина Васильевна участие в районном этапе Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2015». Методическая разработка

Тема:  Формирование исследовательских умений младших школьников при изучении учебного предмета «Окружающий мир». (Урок)

План работы семинара – практикума в МОУ Бармановская оош

14 февраля 2014 года

Тема семинара: «Подготовка к введению ФГОС в основной школе»

Предмет

Класс

ФИО учителя

     Тема урока

Какой инновационный опыт будет распространяться

                   

Русский язык

5,8 класс

Фокина ЛВ

Обособленные  определения (8 класс)

Имена существительные имеющие формы только единственного числа (5 класс)

Работа с текстом  

Биология

6,9 класс

Моисеева СВ

Вид. Критерии вида (9класс)

Передвижение веществ у растений

 (6 класс)

 Проблемное обучение на уроках биологии

Окружающий мир

3

4

Моисеева НВ

Арктическая пустыня (ледяная зона)

Русские на шестом континенте

Использование исследовательского метода на уроках окружающего мира

Физика

8

Трейяль ТВ

«Закон Ома для участка цепи»

Использование исследовательского метода на уроках  физики

Физкультура

3-4

9

Кузьмина ВГ

Подвижные игры на основе баскетбола

Регулирование физических нагрузок при разноуровневом обучении

 

Из опыта работы учителя математики и физики Трейяль Тамары Викторовны  по теме "Индивидуализация  в обучении  школьников".

      Как создать благоприятную атмосферу для работы ученика? Как решить проблему мотивации учения, престижности оценки, преодоления противоречий между учителем и учеником? Предлагаю Вашему вниманию свой опыт работы по индивидуализации на примерах обучения математике и физике.

      Это проблемы, которые решает каждый учитель. Строгая доброта создает уважение и любовь к учителю и предмету.

      Проверка тетрадей. Для некоторых это бесконечные вереницы слов, чисел, ошибок. Для меня это общение с ребенком. Это общение через тетрадь должно быть

1)  ежедневным,

2)  индивидуальным (ибо все дети прикладывают разные усилия),

3) быть строгим (нельзя позволить себе закрыть глаза на какие-то мелочи),

4) не должно ни унизить, ни разочаровать ученика.

Самое главное – увидеть за каждой работой успех ученика, почувствовать отношение к предмету и к тебе – учителю, дать ученику импульс к совместному сотрудничеству. Мое глубокое убеждение: если проверять тетради ежедневно, то со временем на их проверку будет затрачиваться меньше времени, ибо из тетрадей исчезнут ошибки, так как будут даны индивидуальные рекомендации по их устранению. Ежедневная проверка тетрадей – это ежедневная беседа учителя с учеником.

Планка обучения должна быть такой, чтобы ученик едва мог до нее дотянуться, но чтобы с помощью учителя обязательно смог. Эта планка должна быть индивидуальной для каждого ученика. В школе должно быть трудно, но доступно, чтобы ученик, преодолевая трудности, смог ощутить радость успеха.

Необходима обязательная дифференциация домашних заданий:

1) по содержанию (чтобы исключить возможность списывания),

2) по степени сложности (оно должно быть по силам каждому ученику),

3) по форме (проекты, рассказы, олимпиадные задачи, конкурсные задачи и т. д.

Чем глубже ученик понимает предмет, чем больше он знает методов решения задач, тем увереннее он себя чувствует, тем больше в его работах свободы и творчества.  

      Индивидуализация обучения  реализуется и в контрольных работах, которые я подбираю таким образом, чтобы каждый ученик смог справиться с предложенным заданием. Разноуровневые работы способствуют развитию самостоятельности, а выбор уровня – повышению качества образования. Современный способ диагностирования уровня обученности – тестирование – результат совместного успеха учителя и ученика.

Индивидуализация обучения реализуется и в целеполагании: в начале изучения новой темы каждый ученик выбирает уровень освоения учебной программы. Выбор уровня и способ достижения цели содействует развитию познавательной активности, самостоятельности, развитию исследовательских навыков, в конечном счете – развитию компетенций. Эта цель – тот огонек, за которым пойдет ученик.

      Целеполагание на уроке: в начале урока анализируется либо домашнее задание, либо самостоятельная работа, либо тестовая, либо любая другая, позволяющая выявить уровень понимания и знания материала. Затем ребята определяют для себя цель на данный урок. Это может выглядеть следующим образом, тема «Неравенства» 9 класс, систематизация знаний (на дом были даны проверочные тестовые работы).

п/п

Раздел темы

Знания и умени

Уровень усвоения

     

На начало урока

На конец урока

1

Числовые неравенства и их свойства.

Знать: свойства числовых неравенств.

Уметь: применять свойства при выполнении упражнений.

   

      Итак, такая система организации учебной работы имеет ряд преимуществ: учащиеся видят перспективу своей работы, могут самостоятельно ее планировать, контроль учебной деятельности носит ежедневный характер, учащиеся знают об уровне предъявляемых к ним требований, о путях достижения учебных целей. В учебный процесс включаются такие методы и формы работы, которые позволяют активизировать деятельность учащихся, существенно повлиять на их отношение к учению.  

       Индивидуализацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов учителя, особенности класса, возраста учащихся.

      В организации коллективной и индивидуальной самостоятельной работы учащихся, учителю помогают различные наборы карточек. Это могут быть подборы карточек учебных заданий различной степени трудности, которые учитель предлагает учащимся, учитывая достигнутый ими уровень усвоения новых знаний.

      Особенность использования данной формы дифференциации состоит в том, что для самостоятельной работы учащемуся предлагают три варианта заданий различной степени сложности:

1 вариант – самый лёгкий

2 вариант – менее сложный

3 вариант – самый трудный.

Каждый ученик имеет возможность выбрать для себя наиболее оптимальный вариант..

      Другой набор – это карточки, особенность которых состоит в том, что кроме материала с заданиями для самостоятельной работы даны дополнительные карточки к каждой серии  (С-1А  С-1Б; С-2А  С-2Б и т.д.)

       Дополнительные карточки содержат рисунки, чертежи, указания и советы, которые должны помочь ученику, если он не может справиться самостоятельно с выполнением основного задания. 

При обучении физике целесообразно уделять внимание развитию не какой-либо отдельной составляющей творческих способностей, а формировать у учащихся опыт творческой деятельности в целом, способность к выявлению проблем и способность к сотрудничеству. В творческих заданиях прослеживается связь с другими предметами, что позволяет создать целостную картину мира.  Творческая деятельность подразделяется на три составляющие:

  • способность творчески мыслить;
  • способность к сотрудничеству и мотивация творчества;
  •  опыт использования знаний различных разделов изучаемых школьных предметов для решения проблем.

Творческие задачи бывают трёх видов:

1. исследовательские, которые строятся на:

  • выдвижении гипотез;
  • прогнозировании последствий;
  • достраивании условий;

 2. изобретательские, которые предполагают прогнозирование идей, проектов,      

 3. конструкторские (под идею).

     Все творческие задачи отвечают на вопросы : Что? Где? Как? Почему? Помните известную детскую загадку? «Висит на стене зеленое и пищит – что это такое?» Это явный пример задачи с недостаточным условием. Будь решаемый хоть  семи пядей во лбу, он не сможет решить ее.

Творческие задачи должны отвечать требованиям:

  1. Достаточность условия.
  2. Корректность вопроса.
  3. Наличие противоречия.

 Творческая задача имеет одно уникальное свойство – ее нельзя однозначно определить как творческую. Говоря об одной и той же задаче, всегда следует иметь в виду, что для одних учеников она может быть творческой, а для других – нет. Все зависит от их индивидуального опыта творческой деятельности.

От куда берутся творческие задачи?  Задачу можно сделать из любого интересного факта. В психологии сложились два основных подхода к построению творческих задач. В соответствии  с первым – проблема в явном виде не задается. Работа над задачей протекает в условиях, когда решающий не уверен в перспективности каждой своей идеи или полученного промежуточного результата, то есть в условиях неопределенности. В соответствии со вторым подходом суть проблемы обнаруживается практически сразу – в форме парадоксального для решающего противоречия содержания задачи с имеющимися у него знаниями и опытом. При составлении творческих задач необходимо использовать: интересный факт; историю науки; повседневную жизнь; окружающую природу; изученный учебный материал; ошибочные выводы и поиски в науке; литературу, народное творчество.

 

При составлении творческих задач необходимо использовать:

- Интересный факт;

- Историю науки;

- Повседневную жизнь;

- Окружающую природу;

- Изученный учебный материал;

- Ошибочные выводы и поиски в науке;

- Литературу, народное творчество.

Примеры составления задачи:

  1.  В  7 классе есть задача: «Найдите вес кита массой 50 т.». Данная задача репродуктивного характера, не вызывает у учащихся особого интереса, так как вес тела уже изучен. Эту задачу возможно переоформить в творческую. Для этого необходимо найти какой-либо интересный факт.

Из биологии известно, что кит – млекопитающее, которое при дыхании использует легкие, как и человек. Но на суше он жить не может, используем это при переоформлении задачи.

  «Объясните, почему кит, массой 50 тонн, являясь млекопитающим, не может на суше прожить и 8 часов?»

  Наблюдается недостаточность условия. Дополняем: «Объясните, почему кит массой 50 тонн, являясь млекопитающим, не может на суше прожить и 8 часов? Даже если кожа его будет все время влажная».

2. В 8 классе после прохождения темы «Кипение» имеется вопрос: От чего зависит температура кипения жидкости?

Данный  вопрос репродуктивного характера,  интереса не вызывающий. Если его перефразировать: «Я смогу заставить воду кипеть при комнатной температуре!» – это уже вызовет интерес у учащихся, а если дополнить экспериментом «имеется шприц с 18 воды комнатной температуры, закрыв отверстие резко выдвинуть поршень шприца до крайнего положения – вода закипит, будучи холодной» и поставить вопрос: Почему вода закипела? – для  учащихся это будет творческая задача.

3. Как из соленой воды сделать пресную?

Как из этого вопроса сделать творческую задачу?  Первое – мы должны вызвать интерес: добавим интересный литературный образ – например, Робинзон Крузо.

«В центре необитаемого острова Робинзон нашел озеро, но вода в нем оказалась соленой. Как из соленой воды получить пресную? Раз, возникнув вопрос, не давал ему покоя». Противоречие существует, корректность вопроса присутствует, но вот условие недостаточно. Дополняем: «приборов нет, но есть пещера, в которой так холодно, что вода ночью замерзает. Что делать  Робинзону?».

4. Задачу можно сделать из любого интересного факта:

Татьяна пред окном стояла,

На стекла хладные дыша

Задумавшись, моя душа,

Прелестным пальчиком писала

На отуманенном стекле

Заветный вензель О да Е.

Здесь  достаточно только сформулировать вопрос. Почему стекло отуманенное?

5.  Когда ведро с водой тяжелее: когда оно наполнено горячей   или холодной водой? 

Простой вопрос репродуктивного характера, попробуем заинтересовать интересным фактом. «На генеральной уборке ученика попросили принести горячую и холодную воду, решив быстрее справиться с задачей, он принес их одновременно в двух ведрах. При этом у него одна рука устала больше, чем другая, заинтересовавшись этим, он решил найти причину». Теперь в задаче нет противоречия, дополним. «Объем воды одинаков, а вес разный. Почему?» Получили задачу: «На генеральной уборке ученика попросили принести горячую и холодную воду. Решив быстрее справиться с задачей, он принес их одновременно в двух ведрах. При этом у него одна рука устала больше, чем другая. Заинтересовавшись этим, он решил найти причину. Объем воды одинаков, а вес разный. Почему? ».

Примеры  готовых задач:

1. «Помоги птицам. Все знают как опасно для человека прикосновение к электрическим  проводам. Чем же объясняется тот факт, что птицы спокойно и совершенно безнаказанно усаживаются на провода?»

Тело сидящей птицы представляет собой как бы ответвление цепи, сопротивление которой по сравнению с другой ветвью (короткого участка между ногами птицы) огромно. Поэтому сила тока в этой ветви (теле птицы) безвредна. Но если птица, сидя на проводе, коснулась столба крылом, хвостом клювом или вообще каким-либо образом соединилась с землей, она была бы мгновенно убита током, возникает противоречие: птица должна сидеть, но не должна касаться. Во многих странах уже применяются специальные приспособления для ограждения птиц от гибели.

Какие бы вы предложили проекты для защиты птиц?

2. «Дырка в трубе.

Необходимо просверлить аккуратное круглое отверстие в резиновой трубке. Если сверлить сверлом, трубка сплющится и отверстие получится не круглым. Если прожигать, трубка не сплющится, но края будут неаккуратными. Как быть?

3. «Основание пирамид. Основание египетских пирамид – строго горизонтальная поверхность. Как удавалось египтянам, не имеющим современной техники, добиваться такой горизонтальности?»

4. «Затонувшие корабли. Известен способ подъема затонувших кораблей путем закачивания воздуха внутрь трюма. Но он требует герметизации всех мелких щелей, это очень трудоемко выполнить под водой. Как использовать этот способ подъема, но обойтись без герметизации?»

Таких задач можно составить  множество, а, используя их на уроках, развиваются творческие способности учащихся и повышается интерес к предмету.